Меритаризм. Тезисы базисной доктрины общественно-политического развития

Сейчас важнее реальный контроль за распределением, нежели формальное владение активами, и современный язык послушно отражает эту новую реальность: появились понятия «титульный собственник», «конечный бенефициар» – то есть субъекты, которые выглядят не тем, чем являются на самом деле. А такие понятия не могут играть роль базовых.

Обеспечение стабильности государства является важнейшим приоритетом, но в неизбежный исторический момент, когда вопрос о выборе дальнейшего пути встанет в текущую повестку дня, ответ на него должен быть готов заранее и на любой возможный вариант развития событий. И есть все основания считать, что текущий мировой кризис носит системный характер – и следовательно, альтернативой общей катастрофе может быть только переход к новому социальному Проекту взамен исчерпавшего себя. Для России наличие собственного глобального Проекта – это вопрос сохранения государственности.

Обществу должна быть предъявлена актуальная общественно-политическая программа, способная предложить убедительный и привлекательный для большинства «Образ будущего». А это возможно только при наличии прочной научной базы.

Современное состояние экономических и общественно-политических дисциплин демонстрирует глубокий внутренний идейный кризис. Как пример, можно привести разложение такого фундаментального понятия, как «собственность».

Сейчас важнее реальный контроль за распределением, нежели формальное владение активами, и современный язык послушно отражает эту новую реальность: появились понятия «титульный собственник», «конечный бенефициар» – то есть субъекты, которые выглядят не тем, чем являются на самом деле. А такие понятия не могут играть роль базовых.

В качестве базового для новой общественно-политической доктрины, названной «Меритаризм» (от лат. meritus – «достойный»), выбрано понятие «мотивации», формализованное и структурированное применительно к наиболее общим экономическим и социальным процессам.

Наличие формализованных внутренних критериев относимости позволяет создавать адекватные математические модели сложных экономических и социальных процессов, что обеспечивает качественно более высокую доказательность, убедительность и привлекательность новой доктрины, а также составляет мировой приоритет в области общественных наук.

Тезисы

1. В основу доктрины положена Базовая мотивация – понятие, определяющее поведение индивидуума, социальной группы или социума в целом, и соответствующая высшему приоритету в системе внутренней мотивации. При этом структура социума признается фрактальной – более высокий уровень системы подобен более простым, и из них же состоит.

2. Преобладающий тип мотивации определяет соответствующую экономическую модель, и чем выше базовый уровень мотивации, тем эффективней экономика и тем более развит социум. На этой базе для удобства сравнительного анализа вводится формализованный показатель степени развития общества – Уровень цивилизованности.

3. Начальный уровень цивилизованности основан на инстинкте самосохранения как базовой мотивации. Этот инстинкт свойственен всему живому и его назначение понятно без объяснений, но на его основе невозможно существование устойчивых групп. Соответственно, такой уровень цивилизованности должен считаться нулевым. В системе внутренней человеческой мотивации он соответствует приоритету интересов личности.

4. Первый уровень цивилизованности в качестве базовой мотивации имеет условный инстинкт продолжения рода и заботы о потомстве, и соответствует приоритету интересов первичной социальной группы (семья, род, племя). На этом уровне возникает экономика как понятие, в животном мире отсутствующее, и первому уровню цивилизованности соответствует первичный экономический уклад – натуральное хозяйство. Это устойчивая социально-экономическая система, она образуется автоматически и повсеместно, начиная с определенного уровня развития, он же – граница между человеческим обществом и миром животных.

5. Чтобы войти в первичную социальную группу – семью, отдельный человек в системе своих приоритетов должен поставить интересы группы выше, чем свои личные, включая даже собственную жизнь. Взамен он получает все преимущества группы перед свободной личностью, в том числе саму возможность физического выживания – одиночка в дикой природе нежизнеспособен.

6. Внутренняя социальная структура человеческого общества любого уровня цивилизованности определяется механизмами доминантности, полностью аналогичными существующим в животном мире, а конкретно – у высших приматов, и строится в виде иерархии.

7. Можно утверждать, что любой человек высоко мотивирован в любой деятельности, если считает её либо своим личным интересом либо интересом группы, с которой он себя отождествляет. Соответственно, мотивация, основанная на инстинктах самосохранения или продолжения рода и заботы о потомстве, должна называться внутренней. Такая мотивация супервитальна, то есть она сильнее инстинкта самосохранения (сам инстинкт сопоставим по мощи с жаждой жизни, то есть витален). При этом человек не мотивирован ни в какой степени к любой деятельности в чужих или враждебных ему интересах.

8. Поскольку реальная человеческая популяция, давно уже заселившая практически всю планету, в социально-биологическом смысле не является одной семьёй, а экономика уже давно стала индустриальной и глобальной, то логично считать следующим уровнем цивилизованности глобальный социум, имеющий внутреннюю мотивацию в качестве базовой: каждый человек считает своей общностью весь социум целиком, и соответственно, интересы этой общности – высшим приоритетом по отношению к интересам своей первичной группы и своим личным интересам.

9. Объективная реальность демонстрирует нам, что мировая индустриальная экономика существует уже давно, а теоретически соответствующий ей социум глобального уровня цивилизованности – отсутствует. При этом очевидно, что управлять развитой экономикой в рамках традиционного уклада невозможно: родо-племенные отношения, эффективные в сравнительно небольшой первичной группе и отлично подходящие для натурального хозяйства, непригодны для управления производством, основанном на разделении труда, не говоря уже о глобальной индустрии.

Чтобы обойти этот предел масштабирования, потребовался социальный механизм, позволяющий сформировать централизованное управление единым хозяйственным комплексом в интересах группы, сохраняющей внутри себя родо-племеннную структуру. Это привело к глубочайшему расколу социума, который сохраняется по сей день: в едином прежде обществе оформилось относительно небольшое организованное сообщество, взявшее под свой контроль производственные ресурсы и социальные механизмы управления.

Этот процесс можно назвать «возникновением понятия собственности», но в любом случае социум разделился на узкую группу, реально контролирующую общественное производство, – и всех остальных. А поскольку в общественном производстве заняты все (трудоспособное большинство), а не только самопровозглашенные «собственники средств производства», возникла необходимость в управлении (манипулировании) мотивацией всех остальных: внутри группы, по праву сильного присвоившей себе основные общественные ресурсы, сохраняется естественная внутренняя мотивация, но для тех, кто в эту группу не вошел, но в производстве участвует, эта мотивация исчезла.

Соответственно, механизм, принуждающий человека или группу людей действовать в чужих интересах, можно назвать внешней мотивацией.

10. Самым очевидным приемом внешней мотивации к производительному труду является прямое насилие. Экономический уклад, основанный на прямом насилии, традиционно называется «рабство». При всей своей простоте, оно имеет неустранимый предел применимости: принудительный труд примитивен и малопроизводителен, а принудительный творческий труд – вообще невозможен. Собственно, по этой причине рабство нигде и никогда в истории не было единственным и даже основным экономическим укладом.

Второй класс внешней мотивации к труду вместо прямого насилия предполагает угрозу голода, или в более развитом виде – угрозу понижения социального статуса в случае отказа от работы. Именно этот метод является базовым для всех общественных формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.

Третий класс внешней мотивации – когда особо ценному работнику предлагаются особо выгодные условия вознаграждения за работу. Смысл платить огромные деньги холопу в том, что его уход с должности или переход к конкуренту способен нанести ущерб больший, чем любые расходы на зарплату. Именно к этой категории относятся топ-менеджеры с многомиллионными доходами и разного рода носители компетенций или фирменных секретов – их высокие оклады страхуют работодателя от ещё большего ущерба в случае предательства. Ограничение понятно – высокие зарплаты невозможно платить всем, кто занят производительным трудом.

  • класс внешней мотивации основан на принципе заинтересованности в результатах совместной деятельности («Одиннадцать друзей Оушена»). Этот способ применяют артели, бригады, банды и другие подобные временные трудовые коллективы, и его эффективность прямо зависит от привлекательности цели и действует до момента её достижения.

Пятый, высший класс внешней мотивации – иллюзия «общего дела». Такой метод позволяет включить нормальную внутреннюю мотивацию – обманутый человек работает (и сражается) как за самого себя. Это единственный условно супервитальный класс внешней мотивации, остальные – субвитальны.

 

 

Объединение ресурсов в единый комплекс под централизованным управлением само по себе создает ощущение «общего дела» и задействует естественную внутреннюю мотивацию – в той мере, в какой возникающее чувство общности разделяют все работники компании или граждане (подданные), если речь идет о государстве. Но такая мотивация действует только в пределах текущего уровня доверия к созданному образу, и любое сомнение немедленно понижает общую эффективность системы.

 

Поэтому общественно-экономическая формация, традиционно называемая «капитализм» и основанная на этом наиболее эффективном методе внешней мотивации, имеет ложь и обман в самой своей основе и без него существовать в принципе не может.

11. Как любой паллиатив, принцип внешней мотивации имеет неустранимый предел применимости. Целью создания любой структуры, основанной на принуждении к труду, является перераспределение общей прибыли в интересах достаточно узкой группы – семейной или объединяющей несколько семей. В свою очередь, базовые противоречия между обособленными хозяйствами, вытекающие из вечной конкуренции за ресурсы и не позволяющие объединяться архаичным родо-племенным общинам, бережно сохраняются и переносятся на уровень выше, внутрь современного общества.

Дикарю, вложившему свой капитал (ресурс) в «общее дело», всё равно более приоритетна судьба своей доли, а не всей компании, потому что его доля – это достояние и судьба его самого, его семьи, его рода или клана. Дикарь рассматривает вообще всё, что находится за пределами себя и своей семьи, исключительно как личный ресурс, даже если это огромная корпорация, страна или целый мир. Поэтому выплата текущих дивидендов может быть важнее, чем перспектива на много лет вперед. Можно даже разорить дотла «общее дело» – если свой кусок увеличится. Это относится в полной мере не только к компаниям, но и к государствам, построенным на сходных принципах.

12. По этим причинам возник текущий глобальный экономический кризис, и из-за них же он будет фатальным. Иллюзия «общего дела», как самый эффективный прием, дает качественное конкурентное преимущество, вынуждая всех участников глобальной гонки за прибылью применять и совершенствовать методы массового обмана. Далее, вследствие неустранимой ограниченности лжи, у большинства трудящихся неизбежно наступит разочарование и потеря доверия – и общемировое развитое индустриальное производство, изначально рассчитанное на высокую мотивированность работников, рухнет.

13. Обрушение глобальной экономики второго уровня цивилизованности, построенной на внешней мотивации, предотвратить невозможно. Чтобы хотя бы на время сохранить изжившую себя систему, возникла идея кластеризации (разделения мира на «валютные зоны») – снести пусть убогую и порочную, но глобальную банковско-финансовую систему управления, чтобы разделить её гигантские ресурсы между региональными группами собственников, оставив на освободившемся месте лишь посредников и менял.

14. Принципиально иная альтернатива – построение социума третьего уровня цивилизованности, основанного на внутренней мотивации. Все элементы, необходимые для этого, уже существуют: это индустриальные технологии, глобализованная промышленность и соответствующий класс управленцев всех уровней. И общее для большинства людей желание выжить.

240 2

2 комментария

starodubov
0

.

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ

Воспользуемся помощью классиков.

Чтобы разобраться к какой-либо штуке, говорил Маркс, надо рассматривать её в развитии.
Автор этого комментария имеет наглость дополнить классика - и с НАЧАЛА !
Плюс к этому, пойдём путём Эйнштейна Альберта - сначала сделаем"Специальную теорию относительности", то есть локальную,
а потом - "Общую теорию относительности", то есть соберём эти локальные кусочки в одно целое.

Итак - что есть НАЧАЛО ?!

Для решения нашей задачи это есть несколько особей, человекообразных, травоядных и поляна с травой.

И(!) - КАК БУДЕМ ЖИТЬ ?!

Либо - кто кого сгонит с поляны.

Либо - каждому равный доступ к поляне.

Если примем второе, то на тот момент это и будет самое справедливое, самое развитое общество для этих условий !
Больше ничего сделать нельзя !

Потом какой-то гений сообразит, что можно не ждать "у моря погоды", то есть не ждать что земля подарит, а самому посеять то, что нужно, а потом собрать то, что нужно.

При этом остаётся в силе принцип - равный доступ каждого к поляне (к земле).

Потом очередной гений сообразит, что в нашем климате было бы неплохо соорудить избушку лубяную и топить печурку.
.
.
И природа пошла нам на встречу и разместила возле нашей полянки лесок. Можно и избушку строить и печку топить.
Но как быть с леском ?

С поляной мы разобрались - равный доступ каждому.

А с леском.

Если выберем тот же алгоритм - равный доступ каждому до даров леса, опять получаем самое справедливое и совершенное общество на этот момент.

Далее можно также рассматривать и добавлять по одному природному ресурсу, а можно сразу согласиться с формулой - «"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©. » (это и будет та самая "ОБЩАЯ теория относительности".

Что будет далее, мы знаем: очередные гении изобретут водяное колесо и ветряной двигатель, затем паровой двигатель, затем двигатель внутреннего сгорания. затем электродвигатель...

Развитие идёт не путём замены старого новым, а путём НАРАЩИВАНИЯ нового на старом.

Ни один организм, обзаведясь совершенной нервной системой, не отказался от желудочно-кишечного тракта !

IT -технологии пришли НЕ в замен хлеба.

И никакие нововведения не отменяют основополагающий принцип - равный доступ каждого к природным ресурсам.

И не нужно для создания нормального общества ни триста лет, ни семьдесят лет.

Общество СРАЗУ - либо нормальное, либо НЕ нормальное !
.

starodubov
0

.

... Жить по Марксу !!! .

Основоположники сказали нам, что чтобы разобраться в каком-либо явлении, надо рассматривать это явление в развитии (а не в текущий момент у себя перед носом - любой ребёнок знает, что мама берёт деньги в банкомате.)

Я имею наглость ДОПОЛНИТЬ классиков : и с(!) НАЧАЛА !!!!!!!!!!!!!!!!!!

А что мы имеем в НАЧАЛЕ ? А в начале мы имеем несколько человекообразных травоядных особей и поляну с травой. Полная гармония! Так устроила дура-природа. Живи не хочу !

Но ! Та же природа-дура стабильно создаёт стабильный процент уродов. Уроды бывают разными. Сейчас я говорю о НАГЛЫХ особях, которые почему-то сгоняют своих соплеменников с поляны, почему-то не допускают своих сородичей до поляны, почему-то хотят всё забрать себе.

Другие особи организуются и принимают меры против своих уродов. Договариваются, что каждый имеет равный доступ до поляны с травой и создают силовой аппарат для защиты от своих уродов.

Но тут выясняется, что рядом есть ещё популяция, которым почему-то тесно на земле и они хотят согнать нас с нашей поляны. Наша популяция создаёт армию для защиты от чужих уродов.

Защитились от своих уродов и от чужих, "пасёмся" на поляне - живём ! В своё время переходим на оседлый образ жизни - земледелие и договариваемся, что каждая семья получает землю по количеству едоков - равный кусок земли на каждого человека.

И с высоты своего времени мы знаем, что обязательно наступит момент, когда один молодой человек сделает предложение одной молодой особе. Какое ? Я подскажу: об этом предложении знает весь мир! Ну ?! Догадались хотя бы те, кто в очках и шляпе ?!

Заводик на паях !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Для наших целей мы назовём его - свечным. В нашей России с её долгими зимними вечерами этот товар (свечи) пойдёт нарасхват и эти предприниматели вмиг заработают много больше чем от своего куска земли.

Станет ли этот факт поводом для земляков забрать у них землю: вы на своих свечках зарабатываете бешеные деньги, а мы концы с концами не сводим, мы забираем у вас землю !

Или для предпринимателя - отказаться от своей земли: земляки, я на свечках хорошо зарабатываю, забирайте мою землю !

Опять с высоты своего времени мы знаем, что не пройдёт и сотни лет, другой предприниматель придумает лампочку и наш предприниматель со своими свечками останется ни с чем !

И земли нет !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Так вот ! Что бы ни придумало человечество, в основании общественного устройства всегда должен быть равный кусок земли каждому, который НЕ забирается никогда, ни у кого, ни по каким причинам !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

«"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©. » *****************************************************************************************

Развитие идёт не путём замены старого новым, а путём НАРАЩИВАНИЯ нового на старом!

Ни один организм, обзаведясь совершенной нервной системой, не отказался от желудочно-кишечного тракта !

IT -технологии пришли НЕ в замен хлеба.
И никакие нововведения не отменяют основополагающий принцип - равный доступ каждого к природным ресурсам.

Сколько бы новых слоёв не нарастило человечество - технологических укладов, организационно - административных укладов - в основании общественного устройства всегда должен быть равный кусок земли - равная доля в природных ресурсах - каждому, которая НЕ забирается

никогда,

ни у кого,

ни по каким причинам !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

«"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©. » ***************************************************************************************** . .

.