СОЦИАЛ-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СКРЕПА ГОСУДАРСТВА

Для того чтобы не допустить повторения разрушения страны, совершенно необходимо понять, причины первой катастрофы.

Начну с комплимента в адрес оргкомитета ММСЭФ. Вопрос, вынесенный в название секции 4 очень глубокий и жизненно важный.

Для того чтобы не допустить повторения разрушения страны, совершенно необходимо понять, причины первой катастрофы.

Всемирная история представляет собой борьбу сообществ военную или торговую. Происходит естественный отбор наиболее жизнеспособных сообществ. Критерий отбора сообществ-победителей раскрыт Марксом – это уровень развития производства. По Марксу, главной производительной силой является сам человек. В каждом сообществе практикуется свой принцип политико-экономической стратегии. Этот принцип и является реальной государственной идеологией. Идеологический принцип, который практикуется в сообществах-победителях сформулировал знаменитый социолог Питирим Сорокин. Он писал: «Принцип, столь необходимый процветающему обществу, гласит: "Каждому по его способностям (особенно врожденным)"». Здесь необходимо уточнение. Чтобы этот принцип работал на процветание сообщества, он должен подчеркивать производительные способности членов сообщества.

Оптимальный принцип политико-экономической стратегии можно сформулировать иначе. Любое экономически целесообразное (то есть рациональное) действие увеличивает количество предметов потребностей. Поэтому рациональные (экономически целесообразные) действия способствуют удовлетворению потребностей людей, то есть они гуманны. И наоборот, любое гуманное действие помогает людям удовлетворить их непосредственные потребности и, следовательно, дает им возможность сосредоточиться на реализации своих производственных способностей. В этом отношении каждое гуманное действие экономически целесообразно (разумно). «Все гуманное - разумно, все разумное – гуманно» - такова другая формулировка оптимального распределительного принципа. В этой формулировке имеется в виду не гуманизм, провозглашенный каким-либо философом, а гуманизм, проистекающий из самого факта социальных отношений между людьми. Поэтому его естественно назвать социал-гуманизмом, подчеркивая этим термином, что этот гуманизм объективный, проистекающий из самой природы общественных отношений.

Политико-экономическую стратегию, основанную на оптимальном распределительном принципе, можно назвать исторически перспективной, так как она способствует победе сообщества в социально-естественном отборе и сохранению его на сцене истории. Если первая формулировка показывает принцип дифференцирования членов сообщества по их вкладу в производство, то вторая формулировка дает интегральную характеристику исторически перспективной стратегии и распределительного принципа на которой она базируется.

Хорошо известно, что даже официальный идеологический принцип в СССР был далек от социал-гуманистической идеологии. Официальной государственной идеологией считался принцип «От каждого по его способностям, каждому — по его труду». Википедия сообщает, что эта фраза «стала широко известной благодаря Пьеру Жозефу Прудону». Этот принцип ничего не объясняет. Что значит «по труду»? По результатам труда? Тогда понятно, но это принцип рыночной экономики. При чем тут социализм? Может быть, по «важности» труда? У директора завода труд очень важный, а у инженера не очень? Но директор, может быть, сорвал выполнение важного заказа, а инженер много сделал для его выполнения. Что же значит «по труду»?

Но главный порок этой формулы даже не в непонятности. Важнейшее назначение идеологического принципа объяснить принцип расстановки кадров по должностям и постам. Принцип «по способностям» объясняет, как это делать. А принцип «по труду» вообще не пригоден для этой цели, так как расстановка кадров делается еще до процесса труда. Что касается социал-гуманистического принципа, то вполне очевидно, что в любой из его формулировок его выполнение в СССР было далеко от оптимального.

Люди умирают от самых разных причин, а государства погибают от того, что отличие их идеологии от социал-гуманистического принципа достигает критической величины. Если сравнить разрушение СССР с разрушением дома от землетрясения, то первым и самым мощным толчком было свертывание нэпа. Нэп позволил за короткое время наполнить рынок товарами первой необходимости, оживилось промышленное и сельскохозяйственное производство. Но Сталину была нужна командная экономика. От этого «первого толчка» «дом» СССР устоял, но фундамент и стены уже растрескались.

Объяснение причин распада СССР трудное дело не только из-за сложности анализа социологических и политико-экономических процессов. Труднейшая задача – называть вещи своими именами. История СССР пропитана мифами, с которыми люди сжились. Отказ от них – нелегкая психологическая проблема. Она особенно трудна для людей, не имеющих навыка научного мышления. Научное мышление предполагает умение пользоваться в рассуждениях признаками понятий. Например, понятие «революция» обладает такими-то признаками. Если данное конкретное социальное событие обладает всеми этими признаками, значит это событие является революцией. Аналогично по признакам понятия «контрреволюция» можно установить является или нет данное событие контрреволюцией. Энциклопедия указывает два признака контрреволюции: отстранение революционеров от власти и реставрация дореволюционных порядков. Устранив революционеров от власти и свернув нэп, Сталин вернул страну к военному коммунизму – этапу, уже пройденному революцией. А позже он вернул страну к абсолютизму личной власти, т.е. к дореволюционному порядку. Таким образом, деятельность Сталина обладает обоими признаками контрреволюции. Ясно, что идеологи КПРФ, вновь поднимающие Сталина на щит, не согласятся с такой трактовкой. Беда не в том, что будет пропагандироваться иллюзорное понимание прошлого, а в том, что не будет по достоинству оценен закон развития общества, который отрицает сталинизм и гласит: «Все гуманное – разумно, все разумное – гуманно». И буде П.Н. Грудинин вновь станет кандидатом в президенты от КПРФ, отсутствие исторически перспективной, научно обоснованной идеологии, во-первых, не позволит ему привлечь на свою сторону критически мылящих избирателей, а во-вторых, он не сможет отвратит Россию от гибельного пути, по которому ее ведет плутократия со своей идеологией отсутствия всякой идеологии.

Резюме. Ж.И. Алферов был великим гражданином-ученым. И форуму, посвященному его памяти, было бы естественно одной из своих проблем сделать проблему формулирования научно обоснованной государственной идеологии России.

231 1

1 комментарий

starodubov
0

.
Природные ресурсы - каждому равную долю.

Результат труда - тому, кто сделал.

Если в производстве результата труда

участвовало несколько человек -

доля каждого по-договорённости, согласию:

добровольно ;

без насилия ;

Без принуждения.

Обеспечивает все эти условия "железное" государство

с его силовым принудительным аппаратом.

https://maxpark.com/community/7668/content/6621161